Japandi наш Джапанди
Там где Запад встречается с Востоком
Название стиля Japandi (Джапанди) смешивающего в себе японские и скандинавские традиции дизайна получилось путем слияния английских наименований двух регионов Japan и Scandi. В случае Скандинавии была взята короткая форма. Связи двух регионов лежат куда глубже чем можно подумать, ведь одними из первых европейцев, установивших контакт с Японией ещё в 17 веке, были скандинавские мореплаватели.
В 1609 году голландцы стали единственными европейцами, кому было разрешено торговать с Японией после ужесточения политики сакоку (закрытия страны). На крошечном искусственном островке Дзэдзима в Нагасакской бухте была создана торговая фактория. Поскольку в 1624 году Голландская Ост-Индская компания получила монополию на торговлю с Японией, в фактории на Дзэдзиме работали не только голландцы, но и моряки из других регионов, в том числе значительное число датчан. Впоследствии колония пополнялась датскими моряками, часть из которых происходила с Фарерских островов. Датчане жили бок о бок с голландцами в тесных условиях маленького искусственного острова, подчиняясь правилам португальских и голландских торговых фирм. Они занимались торговлей, обслуживанием судов, изучали японский язык и культуру. Многие оставались на Дзэдзиме годами и вносили свой вклад в налаживание связей между Европой и изолированной Японией того времени.
Остров Дзэдзима. С 1641 по 1853 единственный канал связи европейцев с Японией
Можно предположить, что при первых контактах скандинавов с японцами уже тогда проявлялись общие черты эстетического восприятия — простота, функциональность, близость к природе. Скандинавские мореплаватели, привыкшие к аскетичному образу жизни на севере, вероятно увидели нечто созвучное в японской культуре того времени. В современном джапанди соединились не только визуальные элементы двух традиций, но, возможно, и общее философское восприятие красоты в лаконичности и гармонии с окружающим миром. Первый контакт культур через скандинавских первопроходцев можно считать символичным предвестником этого стилистического синтеза много веков спустя.
Хюгге, Ваби-саби, Сибуи?
Одним из столпов джапанди является философия Ваби-саби. Этим термином выражается эстетическая концепция, ценящая простоту, недолговечность явлений и природную красоту. Она подчеркивает несовершенство, аутентичность и философское принятие циклов жизни. В джапанди это выражается через использование натуральных материалов (дерево, бумага, керамика), простых форм и отказ от излишеств. И тут мы тоже находим созвучие со скандинавским стилем. Ведь датский термин «хюгге» переводящийся как «благополучие». Корни этого слова в языке датском языке несут такие смыслы как «комфорт, объятие, думать » точную этимологию к сожалению проследить нельзя, но общее настроение слова уловить мы можем. Сегодня «хюгге» стало словом интернациональным, его использует чтобы передать скандинавский стиль жизни ценящий простоту, неброскость и непринужденность. В 2016 году оксфордский словарь даже внес его в список номинантов на слово года. Суровый климат в котором живут потомки викингов, с давних пор подталкивает оформлять их своё жилище в теплых тонах, создавая контраст с холодом их побережий. Отсутствие ресурсов в свою очередь обусловило лаконичность интерьера выполненного из того что было под рукой, а чаще всего конечно попадались их хвойные леса.
Скандинавский экстерьер и интерьер
Суровый климат в котором живут потомки викингов, с давних пор подталкивает оформлять их своё жилище в теплых тонах, создавая контраст с холодом их побережий. Отсутствие ресурсов в свою очередь обусловило лаконичность интерьера выполненного из того что было под рукой, а чаще всего конечно попадались их хвойные леса.
Сибуи (質素) — эстетика утонченной простоты, элегантного минимализма и функциональности, избегающая вычурности и ярких акцентов. В джапанди это проявляется в чистых линиях, натуральных текстурах и приглушенной цветовой гамме. Таким образом, в джапанди переплетаются японские философские и эстетические принципы, проповедующие гармонию с природой, умеренность, простоту и красоту в несовершенстве. Это объединяет его со скандинавским пониманием лаконичного дизайна, практичности и использованием натуральных материалов. Результатом становится стиль, сочетающий спокойствие, уют и глубину японской традиции с функциональностью и изяществом скандинавского минимализма.
Район Сибуя в Токио. Не путать с одноименным стилем
Дзэн-буддизм — духовная философия, проповедующая единение с природой, минимализм, отказ от материальных привязанностей и обретение просветления через медитацию. Джапанди заимствует у дзэн спокойную, умиротворяющую атмосферу и лаконичные формы.
Приземистый значит японский
В традиционных японских жилищах, таких как нока (крестьянские дома) и матия (городские дома), мебель имела низкие пропорции, чтобы соответствовать стилю жизни, предполагающему сидение на полу. Здесь также нашла свое место философия «ма» — восприятие пространства как гармоничной паузы, промежутка. Приземистые, низкие формы мебели в стиле джапанди помогают создавать ощущение «ма». Они не подавляют пространство, а позволяют ему «дышать», организуя его в соответствии с философией гармоничной пустоты. Это способствует созерцательности и медитативности восприятия интерьера. Такая мебель как бы «прорастает» из пространства, становясь его органичной частью. Это позволяет человеку ощутить себя неотъемлемой частью природного окружения, погрузиться в спокойную, умиротворённую атмосферу.
«Джапанди учит нас видеть красоту в несовершенстве, в глубокой связи человека и природы находить простоту и наслаждение «
Shanty Wijaya